Вы здесь
Психолого- педагогические условия успешной адаптации первокурсников
Начало обучения в колледже- очень значимый для первокурсников этап.
Адаптация-совокупность физиологических, психологических и социальных реакций, лежащих в основе приспособления личности к изменению окружающих условий жизни.Можно выделить несколько разновидностей адаптации студентов в колледже:организационную. деятельностную, профессиональную, социально – психологическую, бытовую.
В Фармацевтическом филиале с целю содействия успешной адаптации обучающихся 1 курса разработана и реализуется Программа адаптации обучающихся 1 курса в рамках проекта «Бережливый колледж».
Психологическая диагностика обучающихся нового набора показала высокий уровень тревожности у обучающихся 1 курса в связи с социально-экономическими проблемами у иногородних студентов: обеспечением себя жильем и финансовыми средствами, незнанием города, отсутствием эмоциональной поддержки родных, недостаточную мотивационную готовность к выбранной специальности и умения осуществлять саморегуляцию.
В целях содействия адаптации обучающихся нового набора была проведена система мероприятий.
Введена учебная дисциплина «Введение в специальность», при изучении которой обучающиеся усваивают знания и осваивают умения: как правильно ставить цель, формировать и поддерживать позитивные учебные мотивы, правила самоорганизации, управления временем. В ходе тренингов командообразования обучающиеся выполняли задания на сплочение группы,
поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
Педагог- психолог проводит тренинги адаптации «Будем знакомы»- интервью, в ходе которого нужно выявить лучшие личностные качества партнёра, его позитивные свойства, особенности и представить его учебной группе.
Важная роль в социальной адаптации принадлежит куратором и преподавателям социально- гуманитарных дисциплин. При изучении учебной дисциплины История применяются методы и формы, способствующие социальной адаптации обучающихся.На учебных занятиях я применяется метод построения интеллект- карт, где обучающиеся работают в малых группах. Это способствует развитию общих компетенций. Интеллект- карта-это метод организации любой информации. Интеллект- карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные моменты, составляются карты на темы современных направлений культуры России, о периодах развития России.
В целях более успешной адаптации используются возможности музеев г. Екатеринбурга.Ко дню памяти жертв холокоста 27 января обучающиеся посетили лекцию-экскурсию «Тема холокоста в искусстве Эрнста Неизвестного». Узнали о символических смыслах американской серии литографий и рисунков Эрнста Неизвестного «Холокост», а также о скульптуре «Рауль Валленберг», посвящённой шведскому дипломату, спасавшему в годы Второй мировой войны евреев в Венгрии. После лекции состоялась экскурсия, где студенты посмотрели самые яркие работы всемирно известного скульптора. После лекции домашним заданием студентам было написание эссе о том, какой памятник холокосту произвел наибольшее впечатление и почему.
Во время посещения музея советского быта «Сделано в СССР», как на машине времени, обучающиеся перенеслись во времена недалекого прошлого. Студенты узнали, почему арифмометр называют прадедушкой современного калькулятора, как раньше появлялись на свет фотографии,кто и зачем носил пионерский галстук. Почувствовали аромат духов «Красная Москва», потрогали патефон, бобинный магнитофон с песнями легендарной группы «The Beatles», под них же и потанцевали.
Так же во внеаудиторное время происходит знакомство с основами православной культуры. Обучающиеся посещают с экскурсией Храм-на- крови, Музей Романовых. Посетили фестиваль «Белый цветок- 2022». Белый цветок- особый символ для Екатеринбурга, связанный с царской семьей Николая II. Белый цветок- символ благотворительности, символ помощи ближнему. Таким образом, вышеназванные мероприятия помогают студентам погрузиться и познакомиться с традициями, культурой и историческими событиями нашего государства.
В Фармацевтическом филиале обучается большое количество иностранных студентов из ближнего зарубежья. Для них ежегодно организуются экскурсии в мультимедийный парк «Россия-моя история», где изучают более глубоко и подробно факты истории России. Посетили выставку «Не словом- а делом» о взаимоотношениях Петра 1 и Никиты Демидова.
На занятиях педагог с обучающимися исследует и современные исторические события. Как например, в 2022 году в преддверии Дня Победы в 2022 году у Храма - на - Крови в Екатеринбурге открылась фотовыставка «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я! Дети Донбасса». Работы передают ужас и трагедию, которые пережили дети, восемь лет живущие в зоне боевых действий.Рядом с каждой фотоработой – история из жизни. Посещение выставки оставило глубокий след в душах студентов.
Один из факторов адаптации- это знакомство с городом. Преподаватель и куратор организуют знакомство с историей города и некоторыми достопримечательностями, связанными с профессией. Совместно со студентами разработан квест по центральной части нашего города, посвященный истории зарождения фармации и медицины на Урале и в Екатеринбурге. Квест включает поиск зданий города, связанных с аптеками. Одна из них-Аптека Вейерсберга на ул. Пушкина,16, которая сохранила своё назначение до сегодняшнего дня.
Знакомство с традициями нашего государства является еще одним фактором социальной адаптации. На заседаниях кружка культурно-исторического воспитания «Истоки», обучающиеся погружаются в изучение главных ценностей общества, таких как ценность семьи. Разработан и осуществлён проект «Традиции советской свадьбы». Вместе с руководителем члены кружка подготовили викторину, собрали свадебные аксессуары, провели дефиле советской свадебной моды,организовали фотопроект «Свадьба моих родителей». Это мероприятие вызвало очень большой интерес среди всех участников образовательного процесса.
В конце учебного года было проведено диагностическое исследование уровня тревожности, социальной адаптированности, фрустрационной толерантности обучающихся I курса. Результаты исследования показали
снижение тревожности на 35%, рост устойчивости на 45 %, увеличение социальной адаптированности в 2 раза.
Таким образом, можно сделать вывод об успешной реализации «Программа адаптации обучающихся 1 курса» Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК».
Ирина Игоревна Еселевич
Галина Васильевна Супрунова