Вы здесь
Фармколледж: работа куратора в условиях дистанционного обучения
Закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.
Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в колледже, знакомить ребят с традициями образовательной организации в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.
Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.
Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.
Куратору необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.
Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации воспитательной работы, способствующая адаптации в новых условиях, формированию собственной жизненной позиции, развитию коммуникаций. Куратор в ходе планирования внеурочной деятельности, подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать интеллектуальное и психологическое воспитание:определение целей и задач; выбор формы воспитательной работы; определение жанра и название мероприятия; создание психологического настроя; предварительная подготовка; проведение самого мероприятия; педагогический анализ.
Рассматривая образовательную сферу, стоит отметить, что в 2020-2021 учебном году пришлось столкнуться с определенными трудностями. Началась пандемия, и Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК» был вынужденосуществить переход на дистанционное обучение и организовать образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Воспитательный процесс продолжался в формате дистанционного обучения. Приходилось быстронаходить и осваивать новыеформы взаимодействия.
Работа куратора в условиях дистанционного обучения стала связующим звеном между студентами и преподавателями. Проведение внеучебных мероприятий, таких как классные часы, также как и обучение, усложнилось текущей ситуацией - приходилось собирать студентов с помощью коллективного обращения в одном из групповых чатов, а также обращаться, непосредственно, к старосте группы.
В процессе дистанционного обучения использовались такие платформы как Skype, ZOOM, WhatsApp. Так были проведеныродительские собрания, классные часы(как организационные, так и тематические) и другие мероприятия.
В период сложной эпидемиологической ситуации в курируемой группе были проведены тематические классные часы на тему: «Устав, правила внутреннего распорядка обучающихся ГБПОУ «СОМК»;«ФЗ №114-ФЗ о противодействии экстремистской деятельности»; «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»; «Профилактика коронавируса»; «Профилактика распространения ВИЧ-инфекции»; «ФЗ №54 о собраниях, митингах, шествиях демонстрациях..»; «Беседа об административной и уголовной ответственности о правонарушениях».
Работа куратора - несомненно, тяжелый труд. Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации нагрузка значительно увеличилась, так как приходилось осваивать новые программы, работать с электронными документами, но ответственность и любовь к своему делу позволили преодолеть возникнувшие трудности. Процесс обучения, контроля над группой осуществлялся постоянно как в очном, так и в дистанционном формате.
Роксана Нурбиевна Бакаева, куратор 202 учебной группы
Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК»
Фото и текстовой материалы предоставлены Администрацией Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК»