Вы здесь
Услышь другого!
(Развитие диалогического мышления в процессе изучения общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин какфактор формирования общих компетенций будущих специалистов)
«Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми,
совместно ищущими истину,
в процессе их диалогического общения».
М. М. Бахтин.
Парадигма современного образования нашла свою значимость в идеях компетентностного подхода.
На первый план выдвигаются духовно-нравственные взаимоотношения педагога и обучающегося, которые могут быть реализованы в процессе диалогового общения.
Медицинский работник, в частности фармацевт, должен оказать помощь любому пациенту, который к нему обратился. Для успешной коммуникации с партнёрами важно проявлять толерантность, умение аргументированно в гуманистической форме выразить своё мнение, выстроить отношения сотрудничества с партнёром. Необходимое условие- умение понять и принять другого, диалогическое мышление.
Толерантность– действительно проявляемая способность человека (ребенка или взрослого) принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Общение можно назвать двигателем человеческой жизни. Диалог становится приоритетным принципом образования, важно то, чтобы студент сумел самостоятельно разобраться в той или иной проблеме, высказать и отстоять свою точку зрения, аргументировать свою позицию.Специфика гуманитарного знания в том, что оно постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания.Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с обучающимися, чтобы сделать их активными участниками занятия. Обучающиеся должны свободно выражать свои суждения. Если студент не активен, значит, он испытывает недостаток знаний.
Диалог (от греческого dialog’s – разговор, беседа) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами
Педагог ставит задачи:увеличить долю коммуникативной практики в процессе диалога участников;выстраивать субъект-субъектные отношения;в содержание учебного материала включить использование элементов диалога, дискуссии, дебата. В.Н. Петрова считает, что «учебный диалог ставит ученика перед необходимостью мыслить».
Исследователи – психологи отмечают, что для полноценного общения необходимы определенные умения:быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;планировать свою речь, сообразно целям и условиям, времени и ситуации;обеспечить обратную связь.
Приоритетным в общении является гуманистический стиль, цель которого– взаимное познание, самопознание. Педагог и обучающийся вместе решают поставленные на занятии проблемы. Для учащихся диалог является пониманием равенства со своим собеседником.
Диалогическое общение возникает в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений: психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное; полное доверие к намерениям партнёра без оценки его личности; восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения; направленность общения на общие проблемы и нерешённые вопросы; обращение к собеседнику от своего имени; выражение своих истинных чувств и желаний.
Во время занятий применяются формы: беседа, спор, дискуссия, сюжетно–ролевые игры, проблемные ситуации, урок– исторический портрет с элементами дискуссии. Студенты знакомятся с памяткой для оценки исторического деятеля. Например: Горбачёв, Хрущёв, Ельцин. Такая форма организации позволяет оценить роль политического деятеля в развитии страны.
В качестве примера можно привести ситуативно-ролевую игру, например: «6 шляп мышления» («Семья в современном мире»). Это упражнение позволяет обсудить проблему с различных позиций. Обсуждаются проблемы современной семьи: выявление проблем, причин их возникновения и пути решения. Обучающиеся распределяются в 6 малых групп, вытягивают фанты с разными цветами. Кто вытянул белую шляпу, тот оценивает проблему спокойно, без эмоций, констатирует факты, последовательность событий. Кто вытянул черную шляпу, тот критически подходит к ситуации, видит во всем недостатки и отрицательные последствия. Те, кто надевает желтую шляпу, все воспринимает оптимистично. Обладатель зеленой шляпы становится творцом. «Красная шляпа» живет лишь эмоциями. Обладатель синей шляпы становится исследователем, извлекает уроки, принимает окончательное решение.
Учебная дискуссия также призвана развивать у обучающихся мыслительные, коммуникативные способности, культуру общения, умение аргументировать, владение терминологией по предмету: «Глобализация» «За и против»: «Научно- техническая революция» – нужно ли пользоваться гаджетами?»; «Допустимо вмешиваться в природу?»
Упражнение на короткий диалог в паре оппонентов.Темами могут быть: «Перестройка: за и против», «Стресс: друг или враг», «Современная женщина: семья или карьера».
Интерес представляет игра «Знакомство», в ходе которой участник представляется от лица выбранного исторического героя и говорит о себе несколько слов. Другие участники задают вопросы, а «исторический герой» отвечает. В ответе не требуется быть исторически точным, главное- вообразить, как мог ответить тот или иной исторический герой.
Диалогический строй занятий по ОГСЭД способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.Создаются условия для формирования базовой культуры личности. Главными в культуре являются не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество.
Диалог, а не монолог – вот что является необходимым элементом действительно творческого процесса образования и воспитания молодёжи». Библер В. С.
Литература.
1.Глебова, М.В. Развитие продуктивного мышления в условиях диалога: личностно-деятельностный подход / М. В. Глебова.- Текст : непосредственный // Успехи современного естествознания.- 2015.-9(2): С. 353-357.
2.Каллаева, Д. Р. Роль теории диалога М. М. Бахтина в формировании социокультурной компетенции / Д. Р. Каллаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3614/ (дата обращения: 21.02.2022).
Супрунова Галина Васильевна, преподаватель