Вы здесь
Изменения в ЕГЭ-2025
23 августа 2024 года на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) размещена информация об изменениях в ЕГЭ-2025.
Итак, изменения будут внесены изменения по предметам:
- биология
- иностранные языки
- информатика
- литература
- обществознание
- русский язык
- физика
- химия
Без изменений останутся:
- география
- история
- математика
В своей основе изменения задевают уточнения критериев, добавления новых типов заданий и даже новых тем.
Новые задания в 2025 году будут в экзаменах по:
- обществознанию
- информатике
- биологии
- физике
- химии
- литературе
Пристальное внимание стоит обратить будущим выпускникам на изменения критериев оценки сочинения по русскому языку. Изменения затронули содержательную часть и минимальное количества слов
Внимание: сочинение меньше чем на 99 слов будет оценено на 0 баллов.
Теперь расшифровываем изменения попредметно.
Читайте ниже.
Русский язык
Изменения в формулировки заданий и критерии оценивания работы. Некоторые задания упрощены, а критерии оценки делаются более понятными и унифицированными, по общей логике в ОГЭ и ЕГЭ:
Задание № 26 (языковые средства выразительности) повышенного уровня сложности в ЕГЭ-2024 в устоявшемся виде больше нет - заменено на задание № 22.
Раньше в Задание № 26 была предложена рецензия по тексту, то теперь задание не опирается на текст. Вместо этого предлагается 5 разных контекстов и 9 терминов, которые необходимо соединить между собой. В предыдущем варианте задания пропусков было 4. Кроме того, раньше за задание № 26 можно было получить 3 балла, то теперь максимальное количество баллов за данное задание —2 балла.
Количество заданий в первой части работы не изменилось, но нумерация поменялась: теперь после текста расположены задания № 23–26 (в ЕГЭ 2024 года это были задания № 22–25 соответственно).
Изменения коснулись структуры и критерий оценки задания с развернутым ответом: сочинение-рассуждение, задание № 27. Ранее было необходимо сформулировать самостоятельно проблему по исходному тексту, то теперь она сформулирована в задании в виде вопроса.
В начале сочинения теперь нужно сформулировать позицию автора по проблеме сразу (ранее это был 3 этап написания сочинения).
Критерии оценивания сочинения изменены с 12-критериальной системы на 10-критериальную. Кроме этого, подкорректированы баллы, расположение и наполнение критериев. Первый критерий теперь проверяет не формулировку проблемы, а сформулированную позицию автора, то есть исключен прежний критерий о формулировке проблемы.
Исходя из аналогии с ОГЭ, при аргументировании собственного мнения нельзя использовать примеры из:
- аниме
- графических романов
- комиксов
- компьютерных игр
- манг
- фанфиков
Исключен критерий «Богатство речи» (в ЕГЭ-2024 это был критерий К6), ранее он по содержанию был близок критерию К10, теперь именно по нему комплексно будет оцениваться соблюдение речевых норм.
Увеличен порог с 69 слов до 99 для работы, которая допускается к проверке.
Обществознание
Структура экзамена и его критерии не изменились, но объем знаний, которыми должны владеть сдающие экзамен, увеличился.
Теперь могут встретиться задания, проверяющие знания по таким вопросам:
- арбитражное судопроизводство
- конституционное судопроизводство
- налоговые льготы и вычеты
- налогообложение и субсидирование
- связь между показателями ВВП и ВНП
- этнокультурные ценности и традиции
Информатика
Задание № 16 усложнилось арифметическим выражением, его результат необходимо вычислить и записать в ответ. Раньше выражение, которое необходимо было вычислить, было намного короче и в большинстве случаев его можно было вычислить аналитически. Сейчас же выражение составлено так, чтобы мотивировать сдающего написать программу, вычисляющую итоговое значение автоматически, а не вручную, как можно было сделать раньше в некоторых старых прототипах.
В заданиях № 19–21 в блоке «Теории игр» добавили вариацию задания на уменьшение количества камней в кучах.
В задании № 26 появилась новая формулировка, само решение не изменено. Новые формулировки добавляются каждый год, чтобы развить нешаблонное мышление и готовность к новым особенностям в условии.
Задание № 27 —совершенно новый прототип задания с использованием математических формул и необычной графической визуализации, которая ранее не встречалась в ЕГЭ. Это обусловлено необходимостью проверки умения экзаменуемого в плане анализа, визуализации и преобразования данных и интерпретации их в нужный результат.
Биология
В задании № 3 по спецификации возможны задачи на трофические цепи и сети (экологическая задача, правило Линдемана). Этот прототип был еще в перспективной модели 2022 года, но так и не был добавлен в ЕГЭ раньше.
Такого рода задачи могут появиться в ЕГЭ 2025 года.
Вариант расчетной задачи на хромосомный набор теперь находится под № 4 (ранее находился под № 3).
В перечень тем добавлена тема по генетике — полимерное взаимодействие генов. Возможно, что эта тема может проверяться в задании № 28.
Вероятно появление новых сюжетов задач (по аналогии с последними годами).
Физика
Экзамен немного усложнен, но все он менее сложен, чем он был в 2023 году.
В задание № 21 возвратили блок «Механика» (в 2024 году в данном задании могли встречаться только темы «Молекулярная физика» и «Электродинамика»).
В задание № 22 возвратили вопросы по молекулярной физике.
В задание № 26 возвратили тему «Статика».
Иностранные языки
Задания № 19–24 ориентированные на контролирование грамматических навыков теперь могут быть оформлены не только в виде 2 отдельных текстов, как раньше, но и в виде одного цельного текста.
Подверглись Уточнению формулировки в заданиях письменной части, благодаря этому стало понятно, какие именно фразы нужны в ответах к этим заданиям.
В задания № 4 устной части (устное сообщение другу по теме проектной работы) дополнены критерии оценивания ответов (теперь в критериях определено, сколько баллов потеряет сдающий за определенное количество логических ошибок).
Химия
Чтобы получить 100 баллов, будут нужны навыки решения задания № 34.
В демоверсии 2025 года показана новая модель задания № 17. Если раньше в этом задании был возможен множественный выбор вариантов ответа, то сейчас это задание на соответствие. Балл за задание и его тематика не изменены, экзаменуемый по-прежнему должен показать знания типов химических реакций. Модификация модели сделала задание более предсказуемым, что возможно повысит его выполнение среди выпускников.
В задаче № 34 возможно потребуется расчет молярной концентрации.
Литература
Усложнена тестовая часть, в то же время письменная часть более конкретна и прозрачна для выполнения выпускниками.
Тестовая часть
В задании № 8 (определение средств выразительности) возросло число вариантов ответа (с 5 до 7), оставлен множественный выбор без конкретного количества вариантов.
Письменная часть
Больше всего изменений в заданиях № 5 и № 10.
В задании № 5 теперь указано конкретное произведение из курса средней школы с XVIII до первой половины XIX века включительно.
В кодификатор снова включены произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
В основной список кодификатора включен роман советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия». По нему может быть и тест, и сочинения.
Сочинения на сопоставление № 5 и № 10, как обычно, вызывают трудности у сдающих. Введение жесткого ограничения на произведения в задании № 5 может облегчить ученикам подготовку, так как теперь у них есть фиксированный список произведений, которые нужно знать.
Задание № 10, несмотря на то, что больше невозможно использовать «помогайку» в виде текстов современных рэперов, также стало весьма доступнее для подготовки.
В сочинении 2 части одна из тем будет носить признаки дискуссионного характера: ученик сможет обоснованно выразить собственное мнение о произведении.
Вместе с теоретико-литературными понятиями могут быть взяты в зачет термины искусствоведения, если тема сочинения обусловлена их использованием. Это сможет помочь выбирающим тему 11.5, которая связана с живописью, кино и театром.
В критериях оценивания изменились те же пункты, что и в ОГЭ-2025 по литературе: «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» теперь учитывает сумму ошибок вне зависимости от их вида. Если сдающий допустит 2 ошибки только одного типа: речевые, грамматические, логические или речевые — балл не будет обнуляться. Но если ранее для получения одного балла можно было совершить по одной ошибке каждого вида, то есть в сумме три, то теперь за те же три ошибки балл обнулят.
Система оценивания работ по русскому языку и литературе унифицируется по параметрам «Соблюдение орфографических норм» и «Соблюдение пунктуационных норм»: баллы будут сниматься, если экзаменуемый допустит 5 и более ошибок. Первое изменение актуально для критериев мини-сочинений первой части ЕГЭ, второе — для второй части.