Вы здесь

Главная

Использовать, наслаждаться, управлять

(Методы развития эмоционального интеллекта   будущих специалистов в сфере фармации)

Я не хочу находиться во власти своих собственных эмоций.

Я хочу использовать их, наслаждаться ими, управлять ими.

Оскар Уайльд

Для специалиста, работающего в сфере здравоохранения, чья деятельность связана с постоянным общением с покупателями, потребителями услуг в сфере фармации становится важным умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.Особое значение приобретает развитие эмоционального интеллекта у специалиста, работающего в сфере «человек- человек», в частности в фармацевтической организации.
Уровень эмоционального интеллекта(ЭИ) индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент).
Эмоциональный интеллект — это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: воспринимать,понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, управлять эмоциональным состоянием, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
 
Некоторые эксперты склонны считать, что эмоциональный интеллект влияет на успех в жизни даже больше, чем IQ.ЭИ позволяет сохранять физическую активность, здоровье, способность к стрессоустойчивости, принимать эффективные решения, разрешать конфликты. ЭИ играет важную роль в том, как мы взаимодействуем с другими людьми, помогает строить более прочные отношения, делать карьеру, и достигать личных целей.
Низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей, ведёт к заболеваниям, росту конфликтных отношений, нарушению коммуникаций, неэффективной деятельности в целом.
Владение и применение методики развития эмоционального интеллекта является важнейшей социальной инновацией.
Исследование уровня EQ у обучающихся 1 курса  в Фармацевтическом филиале показало, что только
28%  имеют высокий уровень,72% обучающихся имеют недостаточно развитый ЭИ. В связи с этим актуальны задачи повышения уровня ЭИ. Эффективным методом развития эмоционального интеллекта являются интерактивные методы, которые предполагают со- обучение, повышают вовлечённость обучаемых, интерес, мотивацию, осмысление ситуаций, развитие своих личностных качеств.

Автором были подготовлены психотехнические игры.
Цель:повысить уровень эмоционального интеллекта обучающихся через участие в интерактивных тренингах и психотехнических играх.
Задачи: познакомиться с понятием «Эмоциональный интеллект» и его составляющими, влиянием на развитие личности специалиста- фармацевта; разработать игры и упражнения, которые будут способствовать повышению ЭИ обучающихся, внедрить в учебно- воспитательный процесс через применение интерактивных методов.
Практическая значимость: формирование общих  и профессиональных компетенций обучающихся; создание методической базы для обучения и воспитания молодых специалистов.
Разработаны игры, способствующие развитию эмоциональной сферы личности.
Игра «Определи эмоцию».Цель игры: осознание причин возникновения, проявления, методов управления эмоцией.
Предлагается описание эмоции. Разработано 20 карточек с описаниями эмоций. Карточка содержит иллюстрацию: фото или картину, на которой изображена эмоция, описание эмоции в словаре, фрагмент художественного произведения. Задача: определить вид эмоции, проанализировать её.

Рис.1. А Кузнецов. "Гнев"

Пример:«Приливы крови топят разум,
Нахлынув мрачною волной,
Встают в сознании цунами
Непроницаемой стеной»

«Интенсивная неуправляемая эмоция, сопровождаемая приливом сил, энергии.С помощью …..человек защищает самого себя от внешних обстоятельств; служит для защиты личного достоинства, сохранения личностной целостности. При вспышках …..человек становится склонным к импульсивным поступкам и аморальным действиям».( гнев).
Ответить на вопросы: А) Когда вы испытывали это чувство в последний раз?
Б) На сколько сейчас (по шкале от 1 до 10) это ощущение присутствует в вашей жизни?
В) А как уменьшить количество этого состояния  каждый день? (для негативной эмоции) Запишите первые маленькие шаги.
В-1) А как увеличить количество этого состояния  каждый день (для позитивной эмоции).Запишите первые маленькие шаги.
ГЕсли бы я был/а гневом, какой была бы моя жизнь?
Д) Что на самом деле для меня значит гнев?
Е) Какой позитивный заряд несёт это чувство для меня?
Ж) в какое позитивное чувство можно его трансформировать?
Игра «Вырази эмоцию». Цель: формирование умений выражать эмоцию, создать банк разнообразных форм проявления позитивных эмоций.
Предлагается на стикерах написать и наклеить на доску возможные варианты выражения какой- либо позитивной эмоции, например симпатии, ободрения, принятия, любви. В ходе анализа результатов обратить внимание, что проявление эмоций может быть разнообразно: вербально, невербально, действием; позитивные и негативные способы выражения эмоций, влияние на состояние партнёра.
Игра «Планета эмоции». Цель: формирование умений распознавать, проявлять, управлять эмоциональным состоянием, формирование общих компетенций, развитие креативного мышления. Условия игры: группа делится на подгруппы, которым предлагается вслепую выбрать карточку с названием эмоции- это будет их планета. Эмоции на карточках : вина, обида, гнев, страх, интерес, удивление, радость, счастье, печаль, тревога. Группа составляет карту планеты и разрабатывает условия жизни на ней:

  • Карта планеты(общий вид, объекты, названия в соответствии с эмоцией)
  • Как выглядят и ведут себя люди на планете (вербальное и невербальное поведение)
  • Правила жизни на планете
  • Сильные стороны планеты (как помогает, для чего существует)
  • Проблемы, которые создаёт данная эмоция, негативная сторона. Как можно её нейтрализовать, управлять ей.
  • Имеет ли право на существование эта планета или её надо уничтожить.

После презентации планеты проводится обсуждение и принимается решение о дальнейшей судьбе планеты.
Игра «ЭмоциЯ». Цель: формирование умений воспринимать и понимать эмоции и чувства людей, контролировать эмоциональное состояние, расширение кругозора, повышение коммуникативной и психологической грамотности.
Подготовлены карточки-25, каждая содержит иллюстрацию, художественное описание эмоции с пропущенным словом. Нужно определить слово и ответить на вопросы.

Пример карточки:

«Мне ваша искренность мила.

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Учитесь ….

Не всякий Вас, как я поймёт:

Рис.2 М. А. Врубель «Демон сидящий»           к беде неопытность ведёт…» ( властвовать собою) А.С.Пушкин                   

Вопросы:

  • Как вы понимаете выражение «властвовать собою»?
  • Можете ли вы сказать про себя, что обладаете этим умением?
  • С какими трудностями встречаетесь?
  • Всегда ли необходимо контролировать свои эмоции?
  • В каких ситуациях человек должен «властвовать собою»?
  • Что изменяется в жизни если позволишь эмоции проявиться или держишь её под контролем?

Все представленные игры были проведены в учебных группах. В ходе рефлексии после проведения обучающиеся отмечали следующие эффекты: «стала лучше понимать проявление эмоций в мимике и позах», «узнала, что чувства можно проявлять по- разному, не только словами», «задумалась о том, что все эмоции- и отрицательные, и положительные 2- имеют смысл, чему- то учат», «поняла, как можно в негативном найти позитив», «поняла, как можно держать эмоции под контролем». Данные высказывания позволяют сделать вывод о том, что поставленные цель и задачи были достигнуты.

Супрунова Галина Васильевна, педагог-психолог

 

Опрос

КАКОЙ ВУЗ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЛУЧШИМ?