Вы здесь
Информационная гигиена человека- забота о себе
В наше время мы страдаем..
от избытка ненужной информации…
Найдите возможности отделить бесполезное
от важного, и вы почувствуете, что владеете ситуацией»
ДжеффО`Лири
Современный мир характеризуется невиданным ростом объема знаний и потоков информации. Справиться с ними человек может, когда использует современные средства информации и высокоэффективные информационные технологии. Информация, как экономическая категория, составляет одну из главнейших характеристик нашей эпохи. [3]
Человечество получило небывалые возможности информированности: СМИ, сотовая связь, Интернет. Влияние окружающей информационной среды весьма неоднозначно. Человек имеет слабость к чувственным наслаждениям.
СМИ в качестве приоритета взяты человеческие эмоции, трагедия рассматривается, как источник человеческих переживаний, стимулирующих зрительский интерес. Кино и телевидение переполнены сценами насилия. [3]
Признак современного времени- особая форма пренебрежения к людям, когда кто-то уткнулся в смартфон, вместо того чтобы уделить внимание собеседнику, даже получила специальное название - «фаббинг».
Информация - для нашего мозга то же самое, что еда для кишечника. Наша познавательная сферазаточена на постоянную работу с информацией.[5]
Информационный голод - явление обычное. Он посещает нас так же, как и обычные голод и жажда.Психика нераздельно связана с нашим телом. Но она существует в мире культуры, идей, знаний, эмоций.Без интересной информации наш мозг и наша психика перестают развиваться.
В нынешнее время наблюдается излишек информации.Все, кто находятся в сети, так или иначе потребляют этот контент. Все алгоритмы поисковиков и соцсетей направлены на то, чтобы этот контент индивидуализировать и тем самым предоставить потребителю. Порой, информация, предлагаемая сайтами наполнена рекламой, которая формирует ложные потребности.[5]
В настоящее время доказано, что индивидуальная или общественно значимая информация влияет на возникновение психоэмоционального перенапряжения, развитие стресса и его последствий в виде ряда заболеваний всех систем организма человека, в том числе инвалидизирующих психических расстройств.[2]
Существуют опасные психологическиеэффекты информационных воздействий, которые могут проявляться на различных уровнях:
- на индивидном- в возрастании психической напряженности, тревожности;
- на личностном - снижение у людей способности к самоопределению, принятию жизненно важных решений;
- на уровне субъекта - ошибки восприятия информации, нарушающие выполнение социальных функций
- на уровне общества - увеличении частоты рискованных социально-психологических ситуаций. [2]
Данные эффекты информационных воздействий оказывают влияние нажизнь и здоровье человека.
Известна формулировка ВОЗ: «здоровье» -это состояние психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. «Психическое здоровье» -это не только отсутствие выраженных психических расстройств у индивидуума, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом. [1]
Общественное здоровье и здравоохранение- раздел медицины, изучающий систему общественного здоровья и организации здравоохранения, а также социальные (общественные) проблемы здоровья населения. [1]
Информационное здоровье - это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации.
Установлено, что возникновение заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной систем, онкологических болезней, травм и суицидных попыток связано с возникновением у людей психо-эмоционального перенапряжения и стресс - обусловленных последствий в результате воздействия на них социально отягощённой неблагоприятной информации.[4]
Актуальными становятся такое понятия, как «информационная гигиена»- раздел медицинской науки, изучающий закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума, разрабатывающий нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности. [4]
Необходимо фильтровать информацию, чтобы не погрязнуть в информационном мусоре, оградить свой мозг от пагубной информации. Многие часами сидят в сети, перебирая «тонны» ненужной информации: статьи, посты, твитты, записи на форумах, в личном сообщении. Эти информационные «калории» приводят к информационному «перееданию», отнюдь не способствуя психологическому здоровью. [4]
Цель информационной гигиены - предупреждение отрицательного влияния информации на благополучие отдельного человекаи населения в целом, профилактика заболеваний, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды. [4]
Приоритетным в социально-гигиенической науке является:
- выработка рекомендаций и стандартов информационной гигиены;
- выявление распространенности информационно- зависимых заболеваний и разработка мер борьбы с этими болезнями человека и общества;
- расстановка приоритетов в информационно-государственной политике для формирования общественного здоровья российского общества.[4]
Доктор Н. А. Семашко писал: «Основная задача социальной гигиены …разрабатывать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния этой среды».
Можно рекомендовать соблюдать следующие меры информационной гигиены:
- Использовать интернет только с определенной целью.Чётко сформулировать свою задачу и не перескакивать бесцельно с сайта на сайт.
- Устраивать «разгрузочные» от информации дни. Существует Международный День без Интернета . Он отмечается ежегодно в последнее воскресенье января.Его главная цель -полностью отвлечь людей от компьютеров и глобальной сети хотя бы на один день, чтобы прожить этот день исключительно в «реальном» мире, общаться с другими людьми исключительно «вживую» или посвятить его своему любимому хобби (не связанному с интернетом).
- Пользоваться социальными сетями и сайтами сети Интернет строго определенное время.В современном мире существуют программы, которые могут помочь настроить диапазон времени посещения сайтов и социальных сетей. Возможно установить лимит времени и не превышать его. Например, 3 часа в течении дня.
В Фармацевтическом филиале ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» осуществляются учебные и внеучебные занятия по развитию информационной гигиены у обучающихся. Мною, каккуратором учебной группы, был разработан классный час «Информационная гигиена человека- забота о себе», где проводятся разъяснениязначения информационной гигиены.Проходиттренинг «ЗОЖ», на котором обучающиеся филиала разрабатывают программы поддержки информационного здоровья.
На учебных занятиях дисциплины «Введение в специальность» проводится занятие на тему «Управление временем». На данном занятии обучающиеся знакомятся с хронофагами- поглотителями времени, и одним из поглотителей времени является бесполезный просмотр ленты социальных сетей. Далее в рамках данного учебного занятия обучающиеся создают проект по преодолению хронофагов.Мы живем в мире, где информация -это всё. Надо только уметь ее выбирать и фильтровать, внедрять методы информационной гигиены для профилактики негативного влияния информационной нагрузки на здоровье населения, особенно детского. Необходимы расчет индивидуальных рисков воздействия информации и прогнозирование их последствий для здоровья молодёжи, разработка программы профилактической и оздоровительной работы. Для этого Россия располагает научным потенциалом и современными технологиями в сфере гигиены, охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи.[4]
Еселевич Ирина Игоревна
Литература
- Всемирная организация здравоохранения.
- Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты // CYBERPSY . – 2020.
- Кэл Ньюпорт. Цифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумном мире /Кэл Ньюпорт ; пер. с англ. Д. Романовского. — М. : Манн, Иванов
и Фербер, 2019. – 256 с.
Маркосян З.С., Кожевников В.В., Лавлинская Л.И. Информационная гигиена: история и современность // Актуальные задачи педагогики. - Краснодар: Новация, 2020. - С. 7-9.
Прибора Инна. Вечное сияние чистого разума: как соблюдать информационную гигиену // НОЖ. – 2020.
Иллюстрация http://jbartand.blogspot.com