Опрос

КАКОЙ ВУЗ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЛУЧШИМ?

Вы здесь

Главная

Учебная практика студентов Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК» на базе Ботанического сада УрО РАН

Студенты Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК» в конце второго курса проходят учебную практику «Заготовка и использование лекарственного растительного сырья по  МДК 01.01. «Лекарствоведение» Раздел 01.01.2 «Фармакогнозия» в Ботаническом саду УрО РАН. Данная практика включает в себя изучение лекарственных растений в характерных для них местах обитания и в условиях интродукции (переселения отдельных видов за пределы естественного ареала в места, где они раньше не произрастали, ее основы разрабатывал О. Декандоль.
Во время практики студентам проводят экскурсию по коллекционному участку лекарственных и пряно-ароматических растений. Сотрудники Ботанического сада  рассказывают об особенностях интродукции видов лекарственных растений в природно-климатических условиях Среднего Урала. Специалисты рассказывают об изменении биомассы в зависимости от изменения климатических условий и почвы, о ходе онтогенеза многолетних травянистых растений, приводя в пример развитие человека – у растений тоже есть стадии молодости, зрелости и старости.
На коллекционном участке студенты знакомятся с удивительными растениями, такими как ясенец (или в народе называемый неопалимая купина за способность в жаркие летние дни выделять эфирные масла вокруг цветка, которые могут вспыхнуть и загореться, однако цветок при этом остается невредимым), полынь лимонная (в народе называется Божье дерево из-за приятного цитрусового аромата от листьев и стеблей, что очень сильно отличает ее от всех остальных представителей рода полынь), окопник лекарственный, коровяк медвежье ухо, эфедра двуколосковая (представитель отдела голосеменных) и другие растения.
 Студенты учатся отличать виды растений, которые использует официальная медицина, от видов, являющихся возможными  примесями и не обладающих лечебным действием  (например, купена лекарственная является примесью к сырью ландыша майского), знакомятся с лекарственными растениями различных фитоценозов на территории Ботанического сада, проводят гербаризацию растений по индивидуальным заданиям. Студенты осваивают приемы и методы агротехники растений в открытом грунте и в условиях оранжерей,  принимают активное участие в уходе за растениями открытого грунта.
 На экскурсии в оранжереях рассказывается много удивительных историй, связанных с названиями растений, а так же истории их открытия и использование человеком. Студенты видят растения различных климатических зон: узнают об особенностях растений субтропического и тропического поясов, растений засушливых областей Африки и Америки. В первой оранжерее студенты видят последнего представителя древовидных папоротников – циатею купера (которая в южном полушарии формирует леса), удивительный папоротник эпифит платицериум (папоротник оленьи рога), мамонтовое дерево (или секвоя гигантская, некоторые представители в Америке достигают возраста шести тысячи лет), араукарию разнолистную,  тис ягодный, черный горошек, фейхоа, олеандр (один из самых ядовитых растений), а также знакомятся с водным гиацинтом (в Египте он остановил судоходство по реке Нил, сейчас его активно используют на очистительных станциях воды из-за его способности накапливать соли тяжелых металлов и других соединений), представителями семейства марантовых, монстерой съедобной.
Во второй оранжерее их знакомят со столетним растением саговником поникающим, показывают почти метровую шишку лепидозамии перевского,  представителей рода пеларгония (или герань). Также студенты видят камелию японскую  (кустарник с блестящими листьями и цветами похожими на цветы розы, однако абсолютно  без запаха), представителей рода фикус (например, фикус карика, называемый инжиром, и фикус лировидный), а также все богатство видов семейства толстянковых (род очиток, род эчеверия, род бриофиллум),   кактусы пахиподиум (раньше из него делали ткань для джинсов) и опунцию, представителей семейства агавовые и представителей семейства аизоых литопсы (так называемых живых камней).                                                                                           
В ходе практики студенты оформляют дневник, в котором описывают  морфологические особенности шести видов лекарственных растений (два вида дикорастущих растения, два вида растений, культивируемых в открытом грунте, и два вида растений, культивируемых в оранжереях); указывают их распространение и основные местообитания, их применение в медицине. А также составляют список лекарственных растений, выращиваемых на коллекционном участке. Также в дневнике описывается заготовка лекарственного растительного сырья по индивидуальному заданию, сбор и оформление гербария лекарственных растений.
Безусловно, студенты начинают воспринимать ботанику и фармакогнозию как удивительный мир, а не только как страницы учебника.