Опрос

КАКОЙ ВУЗ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЛУЧШИМ?

Вы здесь

Главная

Психологическое сопровождение процесса первичной и профессиональной адаптации обучающихся в Фармфилиале ГБПОУ «СОМК»

Педагог - психолог Г.В.Супрунова

Аптека - тихая обитель
Больной иль просто посетитель
Найдёт здесь чуткость, теплоту души...
Здесь продают, но не применяют "Беруши"
Внимание, ласка и забота - у фармацевта главная работа
Размерено, чётко, не спеша возложено здоровье на весах
Здесь пахнет витаминами и хлорамином
Столь терпкий запах запутавшийся в волосах...
О фармацевты! мне хочется вам поклониться в пояс -
Людям, стоящим у здоровья на часах!

Н.Усова

 

Для поступивших в фармацевтический филиал студентов с началом нового учебного года начинается и новый период в жизни - освоение одной из самых востребованных в обществе профессий. Умение поддержать больного морально и духовно, не оставлять без внимания его запросы, заботиться о каждом посетителе, обратившемся за помощью в аптеку- в этом заключается высокая миссия современного фармацевта.
Для успешной деятельности  необходимо осознать важность профессионально - значимых качеств и добродетелей, которые молодой специалист должен в себе развивать: ответственность, доброжелательность, добросовестность, уравновешенность,  качественное выполнение работы, коммуникативная грамотность. Кроме того, необходимо найти своё место в группе, получить принятие и признание однокурсников, преподавателей. Многие первокурсники приезжают из различных городов Свердловской области, регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. И перед ними стоит задача адаптироваться не только к профессии, но и к социуму, условиям жизни.
Чтобы процесс личностной и профессиональной адаптации прошёл быстрее и безболезненнее, в филиале создана система воспитательной работы, психологического сопровождения, включающая применение разнообразных форм и методов деятельности. Ведь педагогический фактор- уровень педмастерства, организация образовательной среды оказывает важное влияние на процесс адаптации студентов нового набора.
    Главная задача психологического сопровождения в первичный адаптационный период -помочь студенту включиться в новые виды деятельности, наладить новый круг общения. Проводится диагностика уровня адаптированности, профессионально - личностных качеств, необходимых для успешного освоения профессии: тип отношения к окружающему миру, способ восприятия информации, метод принятия решений, способ действия.
Для того, чтобы процесс адаптации прошёл успешно, проходят различные мероприятия. Например, тренинг  «Будем знакомы, давайте дружить». Во время игры - интервью «Лицо с обложки» создаются  условия для знакомства, самораскрытия участников, т.к. каждый участник выступает как в роли журналиста, так и интервьюируемого и должен представить своего партнёра как уникальную личность, постараться ответить от его имени на задаваемые вопросы.
В группах проводятся  тренинги, направленные на сплочение коллектива группы, дающие возможность вновь поступившим студентам проявить себя. В ходе тренинга участники составляют герб команды, который включает в себя символы лучших качеств каждой личности, позволяющие успешно освоить профессию фармацевта.
На 2 и 3 курсах обучения создаются условия для профессиональной адаптации. Осуществляется диагностика таких качеств как направленность личности, стиль поведения в конфликте, уровень мотивации достижений, коммуникативная установка.
  Для толерантности важен такой аспект, как воспитанность. Одно из важных качеств толерантной личности - доброта. Ни одно личностное качество не возникает само по себе. Необходимо развивать мировоззрение личности. Участие в международных акциях - один из путей формирования толерантности.
 Ежегодно 17 февраля проводится День спонтанного проявления доброты. Целью Всемирного «Дня спонтанного проявления доброты», является «выход человека за пределы себя, своей страны, культуры». «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в мире» (Д. Лихачёв). Подготовлены «Памятки доброты», которые раздаются всем участникам образовательного  процесса. На «Доске добрых пожеланий» каждый желающий может оставить послание с добрыми словами. В ходе тренинга обсуждаются те способы, которыми человек может проявить доброту к другому человеку. Приходим к выводу, что важна   не столько материальная помощь, сколько сердечное участие. Разнообразны формы проявления доброты, подчас это и ободряющая улыбка, и рука помощи.
Фармацевты - люди в белых халатах. Какую символику несёт белый халат? «Белый цвет — символ спасения, символ помогающего в беде». Многие пациенты и посетители аптек  воспринимают специалиста в белом халате как ангела, спасителя человека от смерти, смотрят на него с надеждой, ждут помощи. В филиале реализуется проект «Белый халат - символ профессии». Студенты знакомятся с историей появления белого халата, служением представителей этой профессии.
      В ходе городского квеста «От прошлого к настоящему», во время которого осуществляется знакомство с местами, где были открыты первые аптеки Екатеринбурга, обучающиеся узнают о служении первых аптекарей: Г.Гельма и его сыновей, Л. Мейндерса, А.Э. Вейерсберга,  И.Спринцеля, которые и лечили больных, и собирали лекарственные растения, и начали применять минералы для лечения болезней. А самое главное- и днём, и ночью были готовы прийти на помощь, потому что у них было сформировано самое важное качество  успешного фармацевта- любовь к профессии.
Актуальным в свете требований к освоению общих и профессиональных компетенций современного фармацевта является изучение  таких дисциплин, как «Конфликтология» и «Психология общения». Большинство занятий проводится в активной форме. Предлагается разрешить различные ситуации взаимодействия с посетителями аптек, с коллегами, которые возникают в практической деятельности. Задача: создать условия для овладения молодыми специалистами приёмами восстановительного подхода в решении конфликтов. Так же учимся вести общение на диалогическом уровне, использовать вербальные и невербальные средства общения.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что в процессе обучения выпускники получают всестороннее личностное развитие, которое способствует успешному старту в профессиональной жизни.